Музыкальный руководитель

Картавенко Ирина Александровна

Картавенко Ирина Александровна

Музыкальный руководитель  – Картавенко Ирина Александровна.

Квалификационная категория — высшая

Стаж работы — 35 года

Корпус № 2 нашего детского сада посещают дети с недоразвитием речи, а с помощью музыкальной деятельности можно решить сразу комплекс задач: развить музыкальный слух, голос, дыхание, внимание, слуховое восприятие, мелкую и общую моторику, пространственное ориентирование.

Оформление и оборудование музыкального зала в детском саду создаёт атмосферу праздника, развивает эстетический вкус дошколят. Красивые люстры и бра помогают регулировать освещение помещения во время представлений и музыкальных занятий.

Приглушённый свет бра способствует расслаблению ребят во время релаксаций, улучшает восприятие классических произведений. Для создания радостного настроения и лучшей фиксации внимания мы приобрели светомузыку в форме шара. Теперь она является атрибутом оформления всех дискотек.

К каждому календарному празднику меняется оформление центральной стены, для этого используются съёмные картинки, панно с пейзажами по временам года . Занавес и красивые шторы на окнах сочетаются по цветовой гамме с ковром на полу. Ковёр в зале служит зрительным ориентиром во время ходьбы, перестроений детей, местом для релаксаций.

Так же оформлением зала и зрительным ориентиром является музыка ветра, которая подобрана по временам года: осенние листочки украшают зал осенью, голубые снежинки — зимой, а синие и розовые колокольчики привлекают внимание весной и зимой. Они используются для дыхательной гимнастики, а мелодичные звуки снимают у детей напряжение.

Частью образовательной и коррекционно — развивающей работой на речевых группах является логоритмика.. Логоритмические занятия составляются с опорой на лексические темы в форме путешествия, все упражнения выполняются по подражанию, с использованием дидактических игр и пособий, что позволяет добиться устойчивого внимания наших детей на протяжении всего занятия, повышает результативность в усвоении практического материала.

Большая работа по развитию музыкального слуха детей с нарушениями речи проводится на занятиях музыкальной деятельностью. Пение с микрофоном активизирует даже самых стеснительных ребят, поэтому в 2005 году был приобретён магнитофон LG с микрофоном и музыкальный центр SONYMHC — GZR5D. Наличие нескольких микрофонов дают возможность исполнять песню дуэтом и трио, а пение под фонограмму превращает детей в «настоящих» звёзд эстрады, одновременно укрепляя уверенность в своих возможностях.

Мягкие и настольные игрушки, игрушки с подвижным ртом, пальчиковые куклы, элементы костюмов, маски, ушки помогают детям с нарушениями речи входить в образ во время инсценирования песен, привлекают и малоактивных детей, т.к. взятый на себя образ позволяет справиться с боязнью публичных выступлений.

У воспитанников нашего сада речь и координация движений слабо развиты, зато хорошая зрительная память. При разучивании музыкального материала я применяю такие зрительные ориентиры:

  • иллюстрации к музыкальным произведениям;
  • фотографии музыкальных инструментов, полученные из интернета;
  • портреты композиторов;
  • мягкие и настольные игрушки.

С музыкальными инструментами мы знакомимся в течение всего года во время слушания музыкальных произведений и игры в оркестре. Для закрепления у детей умения дифференцировать, запоминать, узнавать по звучанию и называть струнные, духовые, клавишные и ударные инструменты в 2007 году в зале был установлен монитор Samsung и процессор. Теперь с помощью компьютерной мультимедийной программы «Музыкальные инструменты» даже наши особенные дети узнают и называют инструменты по звучанию.

Компьютер в музыкальном зале значительно расширил возможности наших воспитанников в знакомстве с музыкальным искусством. С его помощью нам доступны, например:

  • интерактивные программы: «Музыкальные инструменты», «Щелкунчик»;
  • мультфильмы по классическим произведениям: Мусоргский «Картинки с выставки», Григ «В пещере горного короля», Сен – Санс «Карнавал животных», Чайковский «Детский альбом»;
  • видеоклипы: вальс, балет, опера; осень, зима, весна, лето;
  • видеоклипы к календарным праздникам (Новый год, 23 февраля, 8 Марта, День Победы).

На своих занятиях используются приёмы активного слушания. Например, классические произведения исполняются хором рук. Для этого приобретены разноцветные перчатки, яркие бигуди, вырезаны рукавички в форме снежинок, рукавички с изображением посуды. Погружение в музыку, помогает почувствовать себя его частицей, учит движениями передавать содержание музыки, развивает координацию движений и ориентировку в пространстве.

В систему коррекционной работы по музыкальному развитию входит обучение слаженной игре в оркестре на детских музыкальных инструментах. Ребята выбирают металлофоны, барабаны, бубны, бубенчики, трещотки, в соответствии с характером музыкального произведения и по желанию. Детям очень интересно играть на бубнах в кругу, сидя на полу, с передачей инструмента друг другу.    Игры с музыкальными и шумовыми инструментами  научили ребят действовать   свободно, договариваться друг с другом об очередности игры.

Для привлечения к исполнению музыкальных произведений детям с разными диагнозами предлагаются разнообразные оркестры детских шумовых инструментов, в которых они чувствуют себя настоящими музыкантами и не боятся сбиться и ошибиться, а ритм музыки усваивается детьми легко, без напряжения:

  •  Оркестр «Шуршалочки» (листочки из гофрированной бумаги, «салютики» из нарезанных полосок целлофана, коробочки от киндер – сюрпризов с насыпанной крупой)
  • «Ложкари» (ложки разных размеров)
  • «Калинка-малинка» (инструменты изготовлены из пластмассовых стаканчиков из-под мороженого в форме ягод, которые наполнены разнокалиберной крупой).
  • «Бубенцы» (используем колокольчики и бубенчики для рыболовных снастей)
  • «Копытца» (деревянные чурочки с выемками в середине, большие скорлупки от грецких орехов, издающие звук, когда стучат друг об друга).

Наши оркестры с успехом выступают на праздниках и развлечениях перед зрителями, а музыкантами задействованы все дети, независимо от способностей.

Интересно проходят музыкальные танцы и игры с атрибутами. Разноцветные платочки, газовые косынки, атласные ленточки, пуговицы, шишки, фантики, разноцветные резинки, чупа — чупсы на палочках и ёлочные шарики вызывают у детей большой интерес, радость, желание   потанцевать и поиграть — поэтому процесс обучения проходит незаметно, в игре.

Чтобы разнообразить приёмы игры на инструментах, был приобретён напольный синтезатор. На нём можно исполнять мелодии не только руками, но и ногами, что координирует движения общей моторики с ритмом и темпом музыки. Функции напольного синтезатора подражать голосам разных инструментов позволяют не только закрепить их название, но запомнить их звучание. Кроме того, игра на напольном синтезаторе ногами помогает осуществлять профилактику плоскостопия .

Очень нравится ребятам наряжаться в карнавальные костюмы, и на Новый год ни один из них не остаётся без костюма: снеговики, снежинки, мышки, кошки, гномы, разбойники – такие наряды раскрепощают детей, помогают войти в образ. Сшиты новые костюмы и для взрослых: Дед Мороз, Снегурочка, Кощей, Баба Яга, Осень, Богатырь и др. заставляют детей поверить в реальность сюжета сказки, что персонажи сказок – настоящие!

Уже стало традицией приглашать на наши праздничные утренники детей, обучающихся на дому и детей-инвалидов из общества «Оберег». Вместе с воспитанниками детского сада они погружаются в атмосферу праздника, что позволяет расширить их круг общения, помогает создать соответствующую среду развития и одновременно стать полноценным членом общества и участником представления (по мере возможности). Так же традиционно проводятся ежегодные встречи с детьми – инвалидами, посещающими соседний сад. Ребята быстро подружились, не замечая особенностей друг друга.

На всех музыкальных занятиях и праздниках царит атмосфера радости и доброжелательности. А в родителях мы хотим видеть своих единомышленников и помощников.

Музыкальный руководитель — Тюлькова Татьяна Владимировна.

стаж работы — 37 лет.

Образование: высшее. Закончила государственный педагогический институт им. А.И. Герцена. факультет дошкольной педагогики и психологии в 1988 году.  В октябре 2016 ода прошла курсы повышения квалификации в г. мурманск по теме «Совершенствование педагогической деятельности музыкального руководителя по реализации ФГОС в дошкольной организации».

Работает в 1 корпусе ДОО (ул. строителей 19).

ЗАЧЕМ  УЧИТЬ  ДЕТЕЙ  МУЗЫКЕ…

 «Верно то, что прекрасно» (Николя Буало  французский поэт 1636-1711).

Несмотря на то, что ребёнок фальшиво поёт песню Чебурашки, и слуха у него нет; несмотря на то, что пианино некуда поставить, и бабушка не может возить ребёнка «на музыку»; несмотря на то, что ребёнку вообще некогда – английский, испанский, секция по плаванию, балет и прочее, и прочее … Есть веские причины всё это преодолеть и всё-таки учить музыке, и эти причины должны знать современные родители:

  1. Играть – это следовать традиции. Музыке учили всех аристократов, русских и европейских. Музицировать – это лоск, блеск и шик, апофеоз светских манер. Так почему же мы, живущие в двадцать первом веке, считаем, что музыка − это дешёвая игрушка, без которой наши дети могут обойтись? Дюк Эллингтон начал играть на рояле потому, что вокруг играющего парня всегда собираются девушки. Ну, а вокруг играющей девушки?
  2. Музыкальные занятия воспитывают волю и дисциплину: заниматься на инструменте надо постоянно, регулярно и без перерывов. Зимой и летом, в будни и праздники. Почти с тем же упорством, с каким чемпионы тренируются в спортзале и на катке. Внимание, родители! Музыка – это воспитание характера без риска получить травму!
  3. Занимаясь музыкой, ребёнок развивает математические способности. Он пространственно мыслит, попадая на нужные клавиши, манипулирует абстрактными звуковыми фигурами, запоминая нотный текст, и знает, что в музыкальной пьесе как в математическом доказательстве: ни убавить, ни прибавить! Не случайно Альберт Эйнштейн играл на скрипке. В конце 20-х годов 60% профессоров-физиков и математиков Оксфордского университета были одновременно членами университетского музыкального клуба, и только 15% остальных профессоров посещали тот же клуб. Одарённым математикам музыка была нужна гораздо больше, чем всем остальным вместе взятым. Занимаясь музыкой, человек развивает и тренирует свои математические способности, значение которых в наш прагматичный век оспаривать невозможно. Музицировать приятнее, чем решать трудные задачи из-под репетиторской палки. Школьники часто делают математические ошибки из-за неумения владеть математическими символами, они не могут уследить за математическими знаками «+» и «−», путают знак со знаком. Музыка помогает преодолеть эти затруднения, так как владение музыкальной символикой приучает к владению любыми обозначениями, в том числе математическими. Из-за плохо развитого пространственного мышления дети часто не могут написать цифры при арифметических действиях, правильно понять условие задачи, ошибаются в устном арифметическом счёте. А когда наступает время знакомства с геометрией, попытки овладеть ею полностью терпят крах, потому что овладение этим предметом без пространственного представления невозможно. Учитель может разбиться в лепёшку, устраняя эти ошибки, ноего старания окажутся тщетными, если не поработать над развитием у ребёнка пространственного мышления. И в этом верный помощник − музыка. Ребёнок, знающий азы игры на музыкальном инструменте, подобных затруднений не испытывает. Он твёрдо усвоил, где правая, где левая рука. Знание подкреплено наглядностью − перед ним лежат ноты, на которых ясно обозначены партии левой и правой руки. У ребёнка закреплено и такое понятие как «верх-низ».
  1. Музыка и язык – близнецы-братья. Фразы и предложения, запятые и точки, вопросы и восклицания есть и в музыке, и в речи. Играющие и поющие лучше говорят и пишут, легче запоминают иностранные слова, быстрее усваивают грамматику. Меломаны-литераторы Тургенев и Стендаль, Борис Пастернак и Лев Толстой, Жан-Жак Руссо и Ромен Роллан, каждый знал не один иностранный язык, рекомендуют всем будущим полиглотам музыку. Единство музыки и речи признано всеми учёными. «Музыкальный язык» и «музыкальная речь» вовсе не метафоры. Музыка и речь – психологические родственники и нейропсихологические соседи. В мозгу образовано единое речемузыкальное пространство, основы которого заложило пение. Пение – наиболее фундаментальное свидетельство речемузыкальной близости и потому пение помогает развитию речи. Занятия музыкой учат координировать свои движения. Игра на музыкальном инструменте сформирует в ребёнке чувство ритма и наладит координацию между слухом и моторикой рук.
  2. Психологи доказали, что маленькие музыканты, ученики знаменитого Ш. Судзуки, если даже не слишком преуспели в развитии музыкального слуха и памяти, зато обошли своих сверстников по уровню структурного мышления. Он практикует раннее начало занятий на скрипке и активно вовлекает родителей в процесс музыкальных занятий. Мамы соучаствуют в музыкальных занятиях ребёнка и помогают ему дома. Музыка ведёт прямо к вершинам компьютерных наук; не случайно фирма Microsoft предпочитает сотрудников с музыкальным образованием.
  3. Музыкальные занятия развивают навыки общения или, как их сегодня называют, коммуникативные навыки. За годы учёбы ребёнок-музыкант познакомится с галантным и дружественным Моцартом, ершистым и атлетичным Прокофьевым, умудрённым и философичным Бахом и другими очень разными музыкальными персонами. Музыка ведёт от сердца к сердцу, и самое грозное оружие топ-менеджера – обезоруживающая улыбка «хорошего парня».
  4. Музыканты мягкосердечны и одновременно мужественны. Как утверждают психологи, музыканты-мужчины чувственны, как дамы, а музыканты-женщины стойки и тверды духом, как мужчины. Музыка смягчает нравы, но, чтобы в ней преуспеть, надо быть мужественным. Привычка слушать другого и понимать его делает музыкантов мягче и терпимее. При этом их волевые качества не страдают. Они многое видят и чувствуют, но менее подвержены паническим настроениям. Дети, которые занимались музыкой, сочувственны и одновременно терпеливы, и потому чаще готовы подать своим престарелым родителям тот самый «стакан воды».
  5. Занятия музыкой приучают «включаться по команде». В музыкальной школе нельзя перенести на завтра или на неделю вперёд зачёт по гаммам и классный концерт. Положение артиста на сцене приучает к максимальной готовности «по заказу», и ребёнок с таким опытом не завалит серьёзный экзамен, интервью при приёме на работу и ответственный доклад. Музыкальные занятия в детстве – это максимальная выдержка и артистизм на всю жизнь.
  1. Музыкальные занятия воспитывают маленьких «цезарей», умеющих делать много дел сразу. Музыка помогает ориентироваться в нескольких одновременных процессах: так, читающий с листа пианист, сразу делает несколько дел – помнит о прошлом, смотрит в будущее и контролирует настоящее. Музыка приучает мыслить и жить в нескольких направлениях. Есть много профессий, где нужно реагировать на одновременные показания многих приборов, мгновенно аккумулировать информацию из разных источников и тут же принимать решение, то есть делать несколько дел одновременно, подобно Цезарю. Контроль над сложными движениями даётся музыкантам легче и требует меньших затрат энергии. Ребёнку-музыканту будет легче бежать по нескольким жизненным дорожкам.
  2. Широкий музыкальный кругозор облегчает общение и взаимопонимание. Чем больше и активнее подросток занимается музыкой, тем менее вероятны его трения с законом. Обычное музыкальное образование уменьшает вероятность антисоциального поведения. Музыкальное образование, включающее самостоятельное музицирование, уменьшает эту вероятность очень сильно. И, наконец, музыка – наилучший путь к жизненному успеху. Почему? Посмотрите на успешных людей в любой области, спросите, не занимались ли они в детстве музыкой, хотя бы даже и недолго, хотя бы даже и без особого рвения? Конечно, занимались. Музыка настолько многогранна и требовательна ко всем человеческим качествам, что не может быть музыканта, который не преуспел бы в любой сфере деятельности. Огромно число выдающихся и просто успешных людей, которые не стали музыкантами, но любят музыку и музицируют: короли, президенты, политики, бизнесмены, художники, артисты. Исследования показывают благотворное влияние музыки на интеллектуальный рост детей. Музыкальные занятия оптимизируют работу мозга, и это не может не сказаться на лучшем выполнении самой разнообразной умственной работы. Слушание музыки, её сочинение и исполнение требуют постоянного обмена информацией между полушариями. У музыкантов меньше выражена асимметрия мозговых полушарий. Увеличен отдел мозга, отвечающий за моторные навыки и их связь с поступающей от органов чувств информацией (связь зрения, слуха и движения гораздо активнее, чем у не музыкантов). Музыка весьма помогает формированию аналитических мыслительных навыков, на которые во многом полагается школьная наука, так как среди всех видов искусств музыка наиболее абстрактна и структурирована. Занимаясь музыкой, легче развить мыслительные навыки, которые понадобятся для занятий любой умственной работой. (Дина Кирнарская)

Пасха

Рождество

Развитие ребенка с ограниченными возможностями здоровья в процессе музыкальной деятельности

diplom_za_vesen_feeriyu

RUS_matr_SERTIFIKAT